Обзор Grand Theft Auto V

Сколько игроков в мире Grand Theft Auto, столько идей о том, как в него играть. Не верьте сказкам о том, что GTA нужна, только для того, чтобы преследовать проституток бензопилой — если бы все было так просто, Сент-Роу давно бы покинул Rockstar North. В Grand Theft Auto V вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Namaste.

Генератор счастья

Действие четвертого и пятого GTA, как мы знаем, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни СиДжея. Это было почти как перезапуск Star Trek из JJ Abrams или перезагрузка комиксов: названия одинаковые, места одинаковые, но все по-другому.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько разрушительное. Преобразованный в новое поколение, город сохранил некоторые внешние особенности, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, со старой улицы Гроув, где жил участок Сан-Андреас, Карл Джонсон и его банда, был только несвежий двор, а его бывших жителей, казалось, никогда не существовало. В наши дни здесь живут фиолетовые баллы, и если вам удастся прийти сюда пешком, ребята схватят вас.

Целая эпоха из истории Сан-Андреаса была просто стерта, а само государство было перестроено. Из трех городов остался только Лос-Сантос, но он был настолько трансформирован и расширен, что выглядел как настоящий город.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: ссылки на GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда краткие упоминания («В Либерти-Сити был парень из Восточной Европы, но он лежал до дна …»), а иногда и персонажи. И то, что они забыли о событиях Сан-Андреас — это может быть правильно. После сумасшедшего дома, положившего конец истории CJ, от Лос-Сантоса остались только руины.

Вся территория (сам город размером с новый Город Свободы из GTA IV — плюс соседняя сельская местность, еще два раза одинаковая) некоторое время открыта с самого начала: никаких оправданий, таких как «мосты закрыты из-за терроризма» Угроза ». И везде, абсолютно везде можно наткнуться на что-то интересное.

Прежде всего, это то, что отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любой момент вы можете окунуться в историю. Бандиты крадут сумки, мотоциклы и автомобили (и вы можете помочь владельцу вернуть украденные вещи), полицейские стреляют в уличных банд и быдло (не запрещено участвовать), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), Несчастные случаи происходят на строительных площадках, люди ругаются, воюют …

Каждый раз, каждую секунду, что-то происходит где-то. Это не просто декорации (в конце концов, вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», специально для вас отроханные, — Los Santos будет стоить совершенно самостоятельно.

Теперь GTA — это не просто территория, на которой вам нужно время от времени переходить из точки в точку, время от времени, если вам становится скучно, прерывая массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистый путь эволюции, достигла практически идеального игрового пространства, создала настоящую экосистему, практически без правил и условностей. Да и очень красиво и уютно.

Еще никогда в GTA не было так приятно просто ехать по шоссе. Некоторые звуки Джерри Рафферти из магнитофона, машины, деревья и некоторые лачуги несутся в непрерывном потоке, закатное солнце смотрит из-за гор, машина подпрыгивает на неровных дорогах, и вы чувствуете, что даже сопротивление ветра — не игра , но генератор счастья. В последний раз это было в прошлогодней солнечной Forza Horizon, но это все же узкоспециализированная гонка. Итак, можно сказать, что у GTA V нет конкурентов в поколении счастья.

Трое в тачке, не считая собак

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — до Rockstar, и они едва могли справиться с одним героем. Но сомнения исчезли — это лучшее, что можно придумать, чтобы разнообразить игру. На самом деле получилось три разных GTA, которые не только сосуществуют, но и дополняют друг друга.

Франклин — типичный правильный ниггер с четкой системой ценностей и гиперболическим чувством верности банде. Он молодой, неопытный, но удивительно разумный, угоняет машины на заказ и мечтает попасть в серьезный бизнес. Еще раз он не любит рисковать, но ради друзей готов на все

Майкл — опытный грабитель, который удаляется и теряет себя на дне бутылки. В отличии от предыдущих героев, он уже давно взрослой жизни: особняк Vainwood, полный гараж автомобилей, раздраженная жена, дочь ходит с порно-магнатами и похотливыми шоуменами, и после полового созревания маленького сына, который делает только что дым траву, Тролль хомяков и играет местный эквивалент Call of Duty.

А Тревор … Тревор — просто психопат (у него даже есть сертификат). Он живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, кричит с и без ругательств, истребляет байкеров, и в кратчайшие сроки — бьет людей по лицу (и женщин, и женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, смелый, враждебный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хотя они пытаются обмануть систему, все еще живут по ее правилам; Тревор, полный вырожденный, маргинальный и асоциальный реднек, хотел наплевать на нее. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так что Тревор живет. И если в первых двух вы можете заметить что-то от CJ и Томми Версетти соответственно, то Тревор скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает столько, сколько может (и может).

Все трое по воле судьбы связаны общей сюжетной линией, которая, однако, сводится к стандартному мотиву сериала: заработай много денег и сделай как можно больше врагов (а затем убей их).

Как и в предыдущих частях, основная сюжетная линия в GTA V запутана и порвана — но это больше не воспринимается как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. Но рутина оказалась на порядок меньше — в основном из-за того, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майкл должен лечь на дно, мы обращаемся к Тревору, у которого на повестке дня еще одна резня или безумный трюк.

Нет необходимости вспоминать об обязательных гонках или печально известной летной школе в Сан-Андреасе — все, что раньше казалось скучным «наполнителем», оставалось в GTA V в лучшем случае факультативным. Даже навязчивые даты из GTA IV больше не являются навязчивыми. Не надо больше «Нико, иди в боулинг!» С оскорблениями в случае отказа. Хочешь позвать своих товарищей на прогулку — звони. В качестве подарка вы получите сладкий эпизод, скажем, с Майклом и Франклином. Но никто не будет ничего требовать от вас.

Судный день

Многие сюжетные задачи в GTA V являются общими для всех трех персонажей, и здесь функция новомодного геймплея с переключением персонажей работает не совсем так, как хотелось бы. Да, вы часто можете выбрать, летать ли вертолетом в роли Тревора, прыгать с парашютом Майкла или прикрывать своих товарищей по команде с Франклином, но на самом деле выбора нет: миссия строго следует сценарию, если бы он был эффективным.

Франклин убивает тех, кто бросается в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой следует за машиной, а третий ждет своего часа в каком-то сарае. Иллюзия выбора оказалась почти реальной, и благодаря этому игрок всегда находится в центре событий, но не так много необычных заданий, где взаимодействие персонажей хорошо ориентировано.

Грабежи были очень хорошими. Эти миссии проходят в три этапа: сначала мы выбираем одно из двух решений (обычно хитрых или встречных), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, подбираем вертолет с военной базы, извлекаем маски и защитную одежду), а потом мы уезжаем по делам. Во время ограблений происходят самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждый из них — настоящая феерия в голливудском стиле.

Единственное несчастье грабежей в том, что их немного (от полдюжины до двадцатичасовой кампании), а в других задачах развитие не так заметно. Многие поручения характеризуются теми же ошибками дизайна, которые были бельмом на глазу в третьей GTA. Вот последняя жертва перед вами, вы готовитесь добить бедолагу, но время на таймере истекает — и неудача! Вам удалось сломать крыло самолета у куста в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и можете добраться до цели пешком, начать все заново.

Вместо того, чтобы бороться с такого рода соглашениями, Rockstar позволила пропустить неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает быть проблемой. На фоне почти идеальной государственной экосистемы такие ошибки в миссиях особенно разочаровывают.

Где я не был

Не так много игр посвящено дополнительному контенту, как, например, GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят даже половины побочных уроков, секретов и милых мелочей, создавших настоящий рай для исследователей. Тот факт, что в игре есть акваланг, вам напомнят в одной сюжетной миссии, и вы легко можете упустить этот момент. Но если вы не пропустите его, вы откроете для себя весь подводный мир с его секретами, ценной добычей и кусающимися акулами.

Летя на вертолете по другому заданию, трудно не заметить другое интересное место и не сделать пометки в уме «заскочить в свободное время». Еще труднее сопротивляться и не вызывать во время работы: вокруг столько всего, что почти невозможно сосредоточиться на чем-то одном. Есть ТВ-шоу и мультфильмы по телевидению дома (в GTA V действительно много сатиры, мы поговорим отдельно, потому что пересказывать местные шутки просто невозможно), в местном Интернете есть десятки интересных страниц.

Кроме того, во дворе можно заниматься йогой, а если она вам не нравится, доехать до ближайшего, скажем, теннисного корта. Практического значения мини-игры наподобие той же йоги практически не имеют: они улучшают параметры персонажей, но эффект от игры минимален. Но главное — есть такие занятия, и они занимательны. Так пусть они будут.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальность, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, а в некоторых местах даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора есть быдло и грязный пикап, у Франклина — «детский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — какая-то престижная Audi A6.

Только эти машины и есть смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами вечно. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, и случайный автомобиль легко может исчезнуть, если не поставить его в гараж (а иногда и оттуда) — деньги потрачены впустую. Вы также можете вкладывать деньги в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Но в этом и заключается подвох: грабежи неизбежно приносят немалые деньги, и на них почти ничего не тратится: после смерти оружие не исчезает, а вертолет легче украсть, чем заказать в Интернете. Здесь сильнее всего чувствуется, что финансы нужны только тем, кто хочет выжать все из игры. В конце концов, самая дорогая недвижимость в игре — гольф-клуб — обойдется в полторы сотни миллионов долларов!

Ну, есть, конечно, еще одно использование денег в Интернете, которое будет запущено первого октября. Там же, скорее всего, тема грабежей, побочных действий и все такое. Мультиплеер мы посвящаем отдельному материалу.

Это будет весело.
* * *

Следуя логике великого социального дарвинистского Тревора, выживание — это главное, за что нужно бороться, и именно способность выживать определяет эволюцию (чем меньше людей вокруг, тем легче дышать). В серии Grand Theft Auto революция произошла только один раз — с переходом с 2D на 3D в GTA 3, когда появился более или менее серьезный сюжет и сплошная внутриигровая логика. В остальном сериал развивается и не слишком охотно. К пятой части его эволюция явно не достигла своего пика — многие стандартные проблемы для серии остались, еще есть над чем поработать. Но по форме GTA все еще доминирует безоговорочно.